История успеха Амансио Ортега, основателя бренда Zara

Имя модельера Амансио Ортега мало кому известно, но бренд Zara хорошо знаком ценителям модной одежды.

Сеть из более 5000 магазинов предлагает дизайнерские модели по цене, доступной представителям среднего класса, причём эксклюзивный ассортимент обновляется буквально молниеносно.

Амансио Ортега — основатель корпорации Inditeх и богатейший человек Испании, состояние которого было оценено журналом Forbes (2013 г.) в $ 57 миллиардов.

Представители прессы именуют его испанским сфинксом и некоронованным королём дизайна за стойкую нелюбовь к публичности: бизнесмен всегда держится в тени и не даёт интервью, а его формулу успеха никто не смог повторить.

ортега - основатель zara

Начало

Детские годы будущего богатейшего человека Европы ничем не примечательны. Амансио Ортега родился 28.03.1936 г. в Леоне, маленьком городке в Испании.

Родители были бедны, мальчик начал работать с 13 лет, даже не закончив школу. Вскоре семья переехала в Галисию (Ла-Корунья), где Амансио стал подмастерьем у модного портного.

Именно тогда он начал размышлять, как можно снизить цены на готовые изделия.

В 1960-м, уже работая менеджером в магазине одежды, Ортега пошёл на эксперимент. Он закупил недорогие ткани, изготовил собственные лекала и сшил отличную одежду.

Не отличаясь от модельной, она была значительно дешевле и раскупалась моментально. Скопив денег, Амансио Ортега в партнёрстве с женой открыл фабрику, выпускающую женское бельё и купальники – копии дорогих брендов.

Фабрика проработала уже 14 лет, когда Ортега наконец получил заказ на достаточно солидную партию белья и вложил в производство все свои средства. Прибыль, полученная от сделки, пошла на открытие собственного магазина под названием Zara (1975).

Основу для нового бренда составили идеи сокращения расходов без ущерба для качества, копирования дизайна дорогих вещей и быстрого пошива.

Ставка была сделана на широкий круг покупателей, и она полностью себя оправдала: в конце 80-х был открыт первый магазин Zara вне Испании, в Порто (Португалия).

Теперь сеть работает в 78 странах и каждые 36 минут появляется новый магазин.

ortega-zara-2

Базовые принципы успеха Zara

Одарённые люди воспринимают мир не шаблонно, для них очевидность – это не закон. Разорвав связки «модно – это дорого» и «модно – это для избранных», он создал новую бизнес-модель, основанную на демократизации рынка модной одежды, и добавил ещё некоторые определяющие штрихи.

Быстрая ротация коллекций – результат замкнутого цикла. Все процессы дизайна, производства, дистрибуции и продажи сосредоточены в одних руках, посредников нет в принципе.

Фабрики и надомные мастерские размещаются в той же стране, где и продаётся одежда, закупки материалов преимущественно локальны. Идёт экономия средств на доставке, содержании складов и инвентаризации, но не на уровне качества изделий.

Постоянная симпатия покупателей обеспечена, если одежда – на пике моды. Штат из более 200 дизайнеров оперативно реагирует на новинки: свежие идеи подхватываются буквально с подиума модных показов, лекала разрабатываются в течение нескольких часов.

На пошив партии уходит до двух дней, затем одежда попадает в магазины и моментально распродаётся.

Обновление коллекций в Zara — это 200 новых моделей каждые три дня. Газеты писали, что в модельном бизнесе «никто не имеет такой скорости, как Zara».

Спрос повышается благодаря обратной связи с покупателями. Магазины готовят ежедневные сводки, основанные на пожеланиях и предпочтениях клиентов.

Для этого создан специальный словарь Zara, формализующий информацию. Дизайнеры, читая сводки, чётко представляют, какие идеи требуется воплотить в новых вариантах одежды.

Отказ от рекламы: Ортега уверен, что рекомендации «из уст в уста» гораздо эффективнее профессиональной рекламы, а деньги выгоднее вкладывать в оформление витрин.

Действительно, на отсутствие спроса магазины Zara никогда не жалуются, а витрины – их истинная визитная карточка.

Композиции, цвета и игра света подбираются в «тренировочной» витрине, которая находится в затемнённом помещении, а затем дизайн многократно копируется. Смена витрин происходит 12 раз в год.

2001 стал годом прорыва: акции Inditex были размещены на рынке, и всего через полчаса после открытия торгов Амансио Ортега Гаон стал миллиардером.

Чтобы пройти путь от мальчишки-посыльного до вершины финансового успеха, ему понадобилось 52 года.

Похожие статьи

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ