Для тех, кто хочет начать коммерческую деятельность «с нуля» с минимальными затратами, можно порекомендовать мыловарение как бизнес, которое можно на первых порах осуществлять в домашних условиях. Это востребованная ниша, в которой можно хорошо заработать, т.к. готовый продукт потребляется в любое время года, независимо от сезона.
Для того, чтобы такая идея переросла в прибыльный бизнес, необходим маркетинг — нужно изучить рынок, определить, чем можно выделиться среди аналогичных предложений, продумать систему сбыта.
С чего начать, последовательность действий
Для начинающих предпринимателей в любой сфере бизнеса рекомендуется первым делом изучить рынок, на котором вы планируете осуществлять свою деятельность. При организации собственного мини-производства мыла в домашних условиях нужно будет изучить сегмент мыловаренной продукции ручной работы – чтобы понять уровень цен, примерный объем продаж (сколько можно заработать) и требования клиентов.
Собранная информация также пригодится для написания бизнес-проекта, планирования и организации системы сбыта в своем регионе.
Основная схема действий:
- Маркетинговый анализ рынка, составление плана действий «с нуля», расчет экономики проекта — доходности и окупаемости, себестоимости.
- Регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица. Первые полгода-год можно работать в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения – это минимизирует обязательные платежи. При развитии бизнеса, увеличении объемов реализации и найме персонала можно будет зарегистрировать юридическое лицо.
- Подбор помещения для мини-производства. Основные требования: площадь 30-40 кв.м., наличие системы электро- и водоснабжения, вентиляции. В идеале – помещение должно быть разделено на производственный цех, склад и небольшой выставочный салон-магазин.
- Поиск поставщиков оборудования и сырья. Контакты компаний, описание технологии и нюансы бизнеса можно узнать на бизнес-порталах, специализированных форумах, там же можно прочесть отзывы о бизнесе.
- Подбор персонала. Начинающий бизнесмен может на первых порах заниматься изготовлением самостоятельно (например, в домашних условиях, в частном секторе), а при увеличении объемов – уже нанять людей для выполнения производственных задач и продаж.
- Разработка фирменного стиля, логотипа, дизайна упаковки. Разработка маркетинговой стратегии по стимуляции сбыта.
- Организация сбыта, разработка и запуск программы продвижения, реклама мыла.
Особенности и ключевые аспекты бизнеса
Начинающий предприниматель должен учесть, что к мылу ручной работы потребитель предъявляет высокие требования (из-за достаточно высокой цены), поэтому очень важно выбирать только надежных и ответственных поставщиков качественного сырья (основы).
Заработать на изготовлении готовой продукции в домашних условиях можно, если вы живете в частном секторе и у вас есть помещение (хозяйственная постройка и пр.), которое можно переоборудовать под цех, проведя туда воду и отопление.
Как обойти «подводные камни»
Некоторые особенности производства, которые можно учитывать:
- При продаже готовой продукции необходимо обязательно указывать ингредиенты, которые входят в состав. Это описание позволит избежать конфликтных ситуаций с потребителями – в случае возникновения аллергических и прочих реакций на компоненты.
- При формировании ассортимента необходимо продумать разные варианты наполнения, конфигурации, ароматов, фасовки, консистенции (жидкое и твердое). Жидкое мыло продается в несколько раз меньше, по сравнению с твердым. При изготовлении нежелательно использовать большой процент красителей – т.к. мыло ручной работы ценится именно за натуральность и экологичность.
- Для того, чтобы получить сертификат на готовую продукцию, необходимо пройти контроль качества в специальной лаборатории, которая выдает официальное заключение по соответствию.
- Те экземпляры мыла ручной работы, которые не продались (например, стилизованные под праздники, которые уже прошли) можно расплавить и заново отлить в других формах.
Закупка оборудования и сырья
Изготовление мыловаренной продукции в домашних условиях или в промышленном помещении требует изучения технологии, закупки специального оборудования для мыловарения и сырья.
Основное оборудование, которое необходимо для организации мыловаренного мини-производства «с нуля»:
- варочная поверхность (газовая или электрическая);
- чаны для плавки основы (емкости различного объема);
- формы разной конфигурации, в которых застывает мыло;
- термометр;
- весы;
- пластиковые мисочки, контейнеры, ступки, лопатки и пр.;
- средства индивидуальной защиты – перчатки, респираторы.
Сырье, которое необходимо для изготовления мыла ручной работы: основа, эфирные масла, глины, натуральные ароматизаторы и красители, растительный жир и витамины, пр. В общем затраты на покупку минимального набора оборудования для изготовления мыла в домашних условиях составит от 50 000 рублей.
Нужен ли бизнес план
Данный проект требует расчета бизнес-плана. Такие расчеты позволят определить размер необходимого стартового капитала, уровень доходности (сколько можно заработать) и срок окупаемости, среднюю себестоимость.
При производстве в домашних условиях «с нуля» необходимо учесть затраты на покупку оборудования, сырья и на рекламу, при промышленном изготовлении – добавить к расходам аренду помещения, и оплату персонала.
Доходность
Прибыльность данного вида деятельности будет зависеть от ряда факторов – объемов производимой продукции, уровня рентабельности, стабильности продаж.
В среднем, себестоимость стандартного кусочка мыла ручной работы (весом 100 гр.) варьируется в пределах 40 рублей, при цене реализации от 100 до 500 рублей за единицу. Стоимость напрямую зависит от состава ингредиентов (описание которых необходимо помещать на коробочке), веса и конфигурации, наличия красивой индивидуальной упаковки и пр.
В среднем, продажи могут составить от 50 000 рублей до 700 000 рублей и выше (в зависимости от объемов производства и интенсивности сбыта). При вложении стартового капитала в пределах 200 000 рублей (первоначальные затраты на покупку оборудования, переоборудования помещения, регистрацию ИП, продвижения), срок окупаемости проекта составит 4-6 месяцев.
Продвижение и организация сбыта
Для того, чтобы идея воплотилась в бизнес, стабильно приносящий хорошую прибыль, необходимо организовать систему сбыта и постоянно продвигать свой продукт. Если вы производите продукт в домашних условиях, вы можете поначалу реализовать его среди своих друзей и знакомых (иногда презентовать в качестве подарка – чтобы получить эффект от т.н. «сарафанного радио», если продукт понравится потребителю).
Для начинающих бизнесменов, открывающих крупное мыловаренное производство, нужно договариваться о продаже своего продукта в торговых сетях, сувенирных лавках, магазинах подарков и товаров для дома, на рынках и через интернет.
Хорошая реклама мыла ручной работы должна содержать название торговой марки, компании-производителя, ассортимент и описание составов, цены, уникальные конкурентные преимущества (чем ваше мыло лучше конкурентов), контакты сбытовой сети, информацию об акциях и скидках, специальных условиях для представителей и пр.
Рекламу можно разместить в таких источниках:
- интернет-порталы с бесплатными объявлениями;
- социальные сети;
- региональные газеты и журналы (печатные и электронные);
- печать и распространение визиток и рекламных флаеров на остановках, возле торговых центров, через магазины, салоны красоты, парикмахерские;
- размещение выставочных мини-образцов мыла в торговых сетях, в магазинах.